Смена каменной эпохи в жизни первобытного человека эпохой металлической с господством меди и железа, а не бронзы, объясняется громадным запасом медных и железных месторождений этих металлов, обнаружения коих выходят прямо на дневную поверхность. Господин Малахов предполагает, что первобытный обитатель Урала от каменного периода постепенно и самостоятельно ознакомился с выделкой металлов. В подтверждение своих взглядов Малахов указывает, что первобытный человек, обитая в области с развитыми диоритовыми и диорито-порфировыми породами, отличающимися обилием включенных в них медных колчеданов с прослойками самородной меди и употребляя эти породы, т.е. диориты и порфиры на выделку орудий, не мог не заметить блестящих вкраплений, тем более, если он приготовлял их помощью оббивания; от ударов камень распадался в местах залегания листочков меди. Эти блестящие листочки пленили дикаря и сделались его сокровищем. Он мог украшать ими себя или посвящать божеству. Пользуясь таким образом медью, он имел возможность постепенно освоиться с её качествами и свойствами, как-то: способностью нагреваться от ударов и в нагретом состоянии делаться гибкой и растяжимой и даже соединяться в однородную массу. Это же в свою очередь навело на мысль употребить огонь для нагревания кусков блестящей руды, как например колчедана; отсюда начало плавки металлов. Период постепенного ознакомления с металлами продолжался без сомнения в продолжение многих столетий, прежде чем человек дошёл до умения добывать руду и выделять из неё полезные для него части.
Искусство обработки руд в металлы на Урале повело к изменению условий жизни человека, а потому и памятники от людей металлического века являются более сложными и в иных формах, чем орудия каменного века.
До Петра Великого в Зауральской части Пермской губернии, первый завод возник в пределах Ирбитского уезда, и был построен Тумашевым на реке Нице в 1628 году; затем сыном того же Тумашева, Дмитрием, основан в 1670 году. Тумашевский завод на Нейве, в пределах нынешнего Екатеринбургского уезда; производительность этих заводов как на Урале, так и в других областях, была не велика и Россия довольствовалась в XVII столетии привозным железом. Но рядом с заводами Тумашевых были и другие чисто кустарного типа горные заводы, созданные мужиками- земледельцами, так в 1680 году крестьяне Арамишской волости (ныне Екатеринбургского уезда), добывали руду на реке Сысерти и выделывали из неё в малых печках железо, это было поводом к постройке на реке Сысерти казённого Сысертского завода. Возникновению Каменского завода (ныне в Камышловском уезде) в 1700 году предшествовала разработка руд с 1682 года и выделка железа в ручных домницах - монахами Долматовского монастыря. Нижне-агильский завод в 1725 году возник вследствие того, что тут были вогульские кузницы; урочище это народная память сохранила и по сие время, и несомненно гора Высокая с залежами магнитного железняка утилизировалась вогулами до появления Демидовых на Урале. Археологические исследования указывают, что в Зауралье разработка подземных богатств происходила в доисторический период, чему доказательством служат чудские копи в Гумишевском руднике (Екатеринбургского уезда), таковые же копи академик Лепихин указывает при устье реки Синары у деревни Казаковой или Чайкиной, ныне в пределах Камышловского уезда. Из этого можно заключить, что аборигенам Зауралья, до появления русской колонизации, была известна выделка металлов, а потому и допустимо, что вогулы и остяки имели понятие и приготовляли для себя как оружие, так и другие необходимые в их хозяйстве промысловые орудия из металлов.
(из "Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии")
составлен действительным членом Императорского Русского Географического общества
И.Я. Кривощёковым
Продолжение следует.