«Создание крупной социалистической промышленности — основы социалистической реконструкции народного хозяйства, способной реорганизовать сельское хозяйство, повысить обороноспособность страны пролетарской диктатуры и освободить народное хозяйство СССР от зависимости в отношении капиталистических стран является важнейшей задачей в деле успешного построения социалистического общества». Эта установка была положена при построении пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, что, в свою очередь, потребовало высоких темпов развития промышленности. Вступая в 3-й, переломный год пятилетки, мы с успехом можем отметить, что повышенные темпы индустриализации не только себя оправдали, но и во всех положительно запроектированных отраслях народного хозяйства дают благоприятные результаты. Благодаря широко-развернутого индустриального строительства, Уральская Область с ее неисчислимыми сырьевыми разнообразными ресурсами, полезными ископаемыми богатствами, с огромными запасами угля и нефти, с огромными и еще не в достаточной степени полно изученными месторождениями железных и прочих руд, в условиях развернутого социалистического строительства, приобретает исключительное значение. Учитывая эти сырьевые богатства ЦК ВКП(б) своим постановлением от 15 мая 1930 года указал, что «Индустриализация страны не может опираться в дальнейшем только на одну южную угольно-металлургическую базу. Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации страны является создание на Востоке второго основного угольно-металлургического центра СССР, путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири». Этим решением Урал выдвинут на важнейший участок индустриализации страны, а уральские пролетарии призваны стать на ответственнейший участок социалистической стройки. Уральский пролетарий совместно с лучшими и преданными Советской власти специалистами, под руководством своего авангарда Коммунистической партии, призван перестроить старый, седой Урал в мощный Большой индустриальный Урал.
Город Свердловск, по своему географическому и экономическому положению является центром Урала. Поэтому не может быть никакого сомнения в том, что г. Свердловск должен стать и несомненно станет административно-хозяйственным и областным центром Большого индустриального Урала. Существующие и вновь запроектированные к постройке крупнейшие промышленные предприятия с высоко развитой техникой и специализацией, сосредоточение в Свердловске большого числа научных и учебных заведений, стратегическое и политическое значение Свердловска всецело определяют неизбежность и необходимость дальнейшего его роста. Имеющиеся планы развития промышленности и всего хозяйства Большого индустриального Урала говорят о том, что рост этот будет быстрый и грандиозный по масштабу.
В советских условиях город, как целостный социальный организм, немыслим без производственной базы, благодаря которой он существует, но с другой стороны, никакая производственная база не может возникнуть и развиваться без сопутствующего ей развития города. Положение, когда темпы развития промышленности во много раз превосходят темпы развития городского хозяйства, когда реконструкция промышленности в течение короткого времени поднимается на высшую ступень, а реконструкция коммунального хозяйства находится в зачаточном состоянии, а на некоторых участках еще даже не начата — такое положение долго продолжаться не может и не должно. Разрыв в темпах этих двух спутников грозит осложнением для самой промышленности. Это обстоятельство необходимо сейчас же предусмотреть и в дальнейшей работе не допускать.
Следует отметить, что с планированием Большого Свердловска мы запоздали, в силу чего неудивительны имеющиеся в городском строительстве недочеты, безусловно и в первую очередь зависящие от того, что отсутствовал перспективный план строительства Большого города Свердловска. В свою очередь, было бы нелепым, если бы Горсовет сдерживал бурно растущее городское строительство, ссылаясь на отсутствие плана. Жизнь настоятельно и властно требовала от Горсовета развития городского строительства. Подготовка к планированию и работа над планированием города на практике встретили ряд серьезных затруднений и в первую очередь острый недостаток квалифицированных специалистов в этой отрасли. В настоящее время проект перепланирования старого города Свердловска и план развития Большого Свердловска в черновом наброске составлен. Помещаемый в этой брошюре материал является конспективным изложением к большой работе по планированию; материал этот не является непогрешимым, в нем имеется ряд недоделок и неточностей, почему при утверждении его, Президиум Горсовета решил вынести его на предварительное обсуждение широких рабочих масс и специалистов. Нам совершенно ясно, что планирование города захватывает вопросы бытового уклада жизни рабочего, его отдыха, здорового использования досуга, нормального обслуживания повседневных потребностей, что все это приобретает чрезвычайно важное и сугубо практическое и политическое значение. Нами учитывалось также стремление трудящихся масс к выполнению пятилетки и в связи с этим наблюдающийся энтузиазм рабочего класса, который также захватывает и область быта. Рабочий осознает необходимость перестройки бытового уклада, его постепенного планомерного обобществления и требует учета этих обстоятельств при проектировке и строительстве новых жилищ и бытовых учреждений. При планировании трудно указать, какие новые неиспользованные силы могут быть представлены освобождающимися от варварского малопроизводительного труда в домашнем хозяйстве.
По подсчетам тов. Струмилина, фабрика-кухня на изготовление одного обеда затрачивает в 12 раз меньше, а хлеб-завод на выпечку 16 кг хлеба в 25 раз меньше времени чем хозяйка, занимающаяся приготовлением обеда и выпечкой хлеба у себя на дому. На домашний труд времени затрачивается больше чем на весь труд рабочих на заводах, служащих в учреждениях. Какие колоссальные резервы неиспользованного человеческого труда откроются, когда мы вплотную возьмемся за переустройство быта на социалистических основах.
Все это очень трудно сейчас поддается учету, однако, при планировании города надо иметь и это ввиду. А таких вопросов возникает очень много — я привел только частицу. При планировании могут выявиться и другие крайности, это стремление отдельных товарищей «одним прыжком перескочить все преграды на пути к социалистическому переустройству быта». В этом вопросе может получиться головокружение от богатой фантазии, без учета материальных ресурсов и степени подготовленности населения.
Учитывая все трудности в планировании города, мы решили обратиться к широким слоям трудящихся города и в первую очередь к рабочим, специалистам и общественным работникам, и просить их сделать свои замечания к публикуемым тезисам по планированию города. С этой целью и печатается этот материал.
------------------------------
Поддержать пенсионера: //www.donationalerts.com/r/domovoy96
------------------------------------------
Н. ЛАБЗЕНКОВ.
От Уральского Проектно-Планировочного Бюро
Город Свердловск занимает исключительно выгодное географическое положение на водоразделе Обь-
Иртышского и Волго-Камского бассейнов, на наиболее низком перевале Среднего Урала в центре горнозаводской промышленности. В силу этих естественно-географических условий г. Свердловск исторически сделался центром управления уральской промышленности и крупным железнодорожным узлом, а вместе с тем и крупным областным административно-политическим, хозяйственно-экономическим и культурным центром Уральской Области.
Такое положение Свердловска не только останется за ним и в дальнейшем, но с разрешением проблемы создания Большого Урала и Урало-Кузнецкого комбината должно еще более возрасти. Вместе с тем, должно возрасти и его значение, как промышленного центра, в связи с развертыванием в районе его крупного промышленного строительства.
По плану Большого Урала в Свердловске, кроме строящегося Уралмашиностроя, намечается к постройке ряд крупных заводов, в результате чего общее количество рабочих с 10.000 человек должно возрасти до 125.000 человек, а все население с 200.000 человек достигнет 750–800 тысяч человек, т. е. увеличится в четыре раза. Городская территория земель с 14.000 га увеличится в семь раз и достигнет почти 100 тысяч га.
Перепланировка и планировка такого громадного города в условиях социалистического строительства, когда предъявляются новые требования, требования создания новой жизни, новых форм труда и общественных отношений, новой культуры и быта, когда городу предъявляются новые требования к организации жилья, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, т. е. когда мы уже вплотную подходим к проблеме социалистического города, — является делом чрезвычайно трудным и ответственным.
Поэтому задача планировки Большого Свердловска правильно может быть решена только коллективно, только при активном участии всей советской общественности.
Предлагаемое на рассмотрение описание схемы перепланировки и расселения Большого Свердловска является лишь предварительной наметкой общих контуров переустройства города. На основании этой схемы, после широкого ее обсуждения, будет составлен детальный проект планировки, по которому и будет строиться Большой Свердловск.
При обсуждении схемы желательно обратить особое внимание на:
1) намечаемые перспективы развития промышленности,
2) метод исчислении и количество будущего населения Большого Свердловска,
3) схему районирования города, и
4) намечаемую плотность застройки, плотность заселения и размеры зеленых насаждений.
Настоящая работа выполнена до заданию Свердловского Городского Совета, по материалам Президиума Совета Горплана, Горкомхоза и Уралплана — Уральским Областным Проектно-Планировочным Бюро, под руководством нижеподписавшегося, — сотрудниками Бюро:
Арх. С.В. Домбровским, экономистами Гуляевым Г.И. и Калининым Д.И. при участии консультантов: Арх. Бейно-Родзевич Н.А., инженеров Рейнеке А.А., Степанова В.Л., Фидлер В.Ф., Новаш В.Ф. и Егорова Н.И.
Т. П. Горбунов.
ВЫПИСКА
из протокола № 75/11 от 25- X—1930 года Заседания Президиума Свердловского Городского Совета
СЛУШАЛИ: §1. Схема развитии города Свердловска и схема планировки.
Доклад. тов. ГОРБУНОВ.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Схему развития города Свердловска, как единого промышленного района и схему перепланировки центральной части города в основном утвердить.
2. Предложить Проектбюро совместно с Горкомхозом и Горпланом наметить основные установки по планировке (плотность, населенность, этажность построек и пр.) и развернуть широкое обсуждение проектов среди трудящихся с привлечением общественных и научных организаций, специалистов, врачей.
3. Особо проработать вопрос о санитарных мероприятиях и транспорте.
4. На основе замечаний Президиума, Областной Планировочной Комиссии и трудящихся г. Свердловска, предложить Проектбюро внести поправки в схему и на ее основе приступить к разработке:
а) детального проекта планировки центральной части,
б) схемы планировки для строительства медной группы заводов, ВЭО и Шарташского района.
в) разработать подробную пояснительную записку, характеризующую историко-экономическую основу и социально-культурную структуру организации и жизни города, обратив особое внимание на организацию жилья, воспитание детей и бытовое обслуживание рабочих.
5. Всю текущую застройку проводить в соответствии с принятой схемой, подчинив ее интересам общей планировки Большого Свердловска.
Поддержать пенсионера: //www.donationalerts.com/r/domovoy96
I. Основные принципы планировки
Жизнь будущего города Свердловска основывается на строго определенных производственных отношениях. Город Свердловск, как просто населенное место и, как административный или культурный центр без производственной его роли в добывающей и обрабатывающей промышленности — немыслим, ибо такой город вообще устраняется самой природой социалистической государственности и культуры, питаемых кадрами промышленных рабочих (нет промышленности — нет города, производственная база отмерла — отмирает и город).
Город рассматривается, как единый производственно-хозяйственный, социально-культурный комбинат, в котором все отрасли народного хозяйства органически увязаны между собой и направлены к развитию производительных сил страны.
Дальнейшее развитие города будет находиться в зависимости от роста производственных программ.
На ближайший период лет, в условиях строительства социалистического хозяйства и, в соответствии с этим, изменяющихся форм труда и трудовых отношений, считаем необходимым поставить перед планировкой города следующие задачи:
1. Город должен быть так построен, чтобы он стимулировал и организовывал весь распорядок жизни, труда и производства, культуры, физического, и умственного развития и воспитания, бытового уклада, способов отдыха и развлечения, максимального развития личности.
2. Уничтожить уродливые формы старого капиталистического города с узко-индивидуалистическими условиями быта и, по мере возможности, в условиях переходного периода и состояния экономики, максимально внедрять коллективизацию бытовых отношений.
3. Прекратить стихийный рост и внеплановую застройку города, подчинив строительство сознательному, организованному размещению вещей.
Исходя из этих общих установок, схема планировки Большого Свердловска построена в соответствии со следующими основными требованиями:
а) Наиболее правильное размещение промышленности и обеспечение ее развития на территории.
б) Расширение жел.-дор. узла и подъездных путей, обеспечивающих правильное движение грузопотоков и развитие грузооборота.
в) Обеспечение нужд производства, городского хозяйства и населения наилучшими путями сообщения, позволяющими применение механического транспорта.
г) Создание жилищных и бытовых условий, хозяйственно-коммунального обслуживания, обеспечивающих вовлечение женщины в производственный и общественно-полезный труд и способствующих осуществлению коллективизации быта.
д) Создание сети социально-культурных учреждений и санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих наилучшим образом социалистическое воспитание населения, культурное и физическое его развитие, охрану здоровья и разумное, здоровое проведение отдыха.
Поддержать пенсионера: //www.donationalerts.com/r/domovoy96
II. Пути развития промышленности
Как упоминалось выше, основой организации Большого Свердловска является промышленное производство, развитие которого, в свою очередь, находится в зависимости от близости сырьевой и энергетической базы и железнодорожных путей сообщения.
Сырьевая база определяется наличием в районе города Свердловска следующих полезных ископаемых: медных руд, золота, железных руд, марганцевых, хромовых, никкелевых, магнезита, авантюрина, талька, орлеца, мрамора, торфа, огнеупорной глины и различных строительных материалов — гранита, глины, извести и других.
Из полезных ископаемых, находящихся в непосредственной близости от Свердловска, промышленное значение имеют пока лишь только медные руды (Пышминско-Ключевское месторождение), золото (Березовское месторождение) и добыча строительных материалов.
На базе этих полезных ископаемых возможно развитие добывающей и обрабатывающей промышленности в области цветных металлов (золота, серебра, меди) и по добыче и производству строительных материалов и керамических изделий.
Энергетическая проблема разрешается, с одной стороны, наличием в окрестностях Свердловска залежей торфа, а с другой — привозным топливом из Уральских и Кузнецкого каменноугольных бассейнов.
Пути сообщения. Железнодорожный узел Свердловска образуется примыканием к нему семи линий, связывающих город со всеми основными районами Урала и Союза. С северо-восточной стороны (у станции Шарташ) к Свердловску примыкают — Ирбитская, Тюменская, Челябинская и вновь строящаяся Курганская линия; с западной стороны (у разъезда № 73) — Казанская, Пермская и Тагильская.
Такое чрезвычайно выгодное расположение Свердловска в центральном узле транспортных путей, соединяющих его с горно-заводской промышленностью Урала и транзитных путей в Сибирь, является наиболее благоприятным фактором развития в нем разного рода машиностроения для снабжения машинами развивающейся промышленности Урала и Сибири.
Расположение же Свердловска на водоразделе Обь-Иртышского и Волго-Камского бассейнов еще в дореволюционное время выдвинуло проект соединения этих бассейнов каналом через р. р. Чусовую и Исеть. С осуществлением этого проекта, перспективы развития в Свердловске промышленности по добыче и производству строительных материалов и керамических изделий — еще более расширяются.
Обь-Иртышский бассейн, лишенный ряда строительных материалов, может получить с Урала камень, известь, цемент, огнеупорный кирпич и проч. керамические изделия. Особенно велика будет потребность Сибири в извести, необходимой для подготовки обширнейших болотных пространств для земледелия. Все эти грузы рентабельны перевозкой водным путем, как самым дешевым.
В свою очередь Обский бассейн, при проведении канала, может дать Уралу дешевую древесину, благодаря чему около Свердловска возможно возникновение целлюлозной и бумажной промышленности на основе сернистой кислоты, как побочного продукта медной плавки.
На ближайшее время по плану Большого Урала в Свердловске проектируется постройка ряда крупных заводов:
1. Группа медных заводов
б) Электролитный — с количеством рабочих
до 1.000 чел.
Производственная программа — 100.000 тонн электролитной меди в год на сумму в 82 милл. рубл. Завод уже строится в районе Медного Рудника.
в) Обогатительная фабрика и медеплавильный завод с количеством рабочих до 1.000 человек.
Обогатительная фабрика строится, а постройка медеплавильного завода еще окончательно не решена.
2. Машиностроительный завод (Уралмашинострой) с заводами тяжелого, среднего машиностроения и станко-строительным. Количество рабочих — 13.500 человек. Производственная программа первой очереди — 110.000 тонн в год, на сумму в 75 милл. рубл., второй очереди — 150.000 тонн, на сумму в 110 млн. рублей. Завод будет выпускать оборудование для горно-металлургических заводов. Завод уже строится в 3-х километрах к северу от Свердловска.
3. Электро-технический комбинат (группа заводов ВЭО) с заводами: моторостроительным, турбогенераторным, трансформаторным, кабельным, электро-аппаратуры, радио-аппаратуры, электро-сварочным и элементным, с общим количеством рабочих, включая и вспомогательные цеха, в 44.000 человек:
а) завод электромоторный планируется в первую очередь на производство 645.000 моторов в год, на сумму 300 млн. рублей в расчете увеличения продукции в ближайшие годы в два раза;
б) турбогенераторный завод с годовым выпуском турбогенераторов, общей мощностью в 1,5 млн. киловатт, на сумму в 75 млн. рублей, с дальнейшим расширением до 8 млн. киловатт. Завод будет производить паровые турбины и электрические генераторы к ним, средней и большей мощности для нужд теплоцентралей;
в) трансформаторный завод с годовым выпуском 50.000 трансформаторов, с общей мощностью около 12 млн. киловатт, на сумму 150 млн. руб. Завод предполагает выпускать исключительно распределительные трансформаторы;
г) кабельный завод с выпуском продукции первой очереди в 20 млн. рублей в год. Завод будет производить голые и изолированные провода из меди, силовые кабели, установочные провода и обмоточную медь;
д) завод электроаппаратуры будет выпускать масленые выключатели, предохранители, бронированные аппаратурные устройства и проч. с годовой производительностью в 100 млн. рублей;
е) элементный завод расчитан на выпуск продукции для радио-приемников на сумму в 20 млн. рублей в год;
ж) радиоаппаратурный завод будет строиться в две очереди с выпуском продукции на 100 млн. рублей;
з) электросварочный — производство электросварочных приборов.
Кроме того, при комбинате намечается ряд вспомогательных цехов: литейный, изоляторный, фарфоровый и другие.
4. База дорожных и строительных машин с количеством рабочих в 3.000 человек. Выпуск продукции намечается на 25 млн. рублей в год. Завод уже строится в районе Малого Истока.
5. Инструментальный комбинат с количеством рабочих до 5.000 человек. Комбинат будет выпускать разный инструмент: сверла, фрезы, метчики, лекала и т. д., на сумму в 22 млн. рублей в год. Сталь будет доставляться из Златоустовского завода.
6. Средне-Уральская районная электростанция — мощностью в 500 тысяч киловатт, с количеством рабочих до 2.300 человек. Топливная база станции — местный торф из близ лежащих торфяников и кизеловский уголь. Станция будет давать электроэнергию развивающейся промышленности города, коммунальным предприятиям и населению,
Кроме того, намечается к постройке ряд заводов местного значения, преимущественно, по строительной промышленности, а именно: новый кирпичный завод в дополнение к трем существующим, черепичный, торфо-плиточный, канализационных гончарных труб, бетонных деталей, мебельный комбинат, фармацевтический завод и другие, с общим количеством рабочих до 8.000 человек. Расширяются и реконструируются существующие заводы. Так, Верх-Исетский завод предполагается специализировать, главным образом, на производстве трансформаторного железа для машиностроительных комбинатов, с выпуском продукции до 60–70 тысяч тонн в год. Количество рабочих увеличивается до 4.000 человек. Ленинская фабрика расширяется до выпуска продукции в 16 млн. кв. метров брезента и подкладки в год с доведением количества рабочих до 3000 человек. Расширяются существующие кирпичные заводы и ряд других промышленных предприятий («Пролетарий», «Спартак», «Машинострой», «Алмаз», «Стеклограф» и т. д.) Общее количество рабочих г. Свердловска намечается свыше 125 тысяч человек.
Таким образом, Свердловск в недалеком будущем станет одним из крупных индустриальных центров Урала, а вместе с тем и крупным пролетарским центром Советского Союза. Однако, производственные возможности Свердловского промышленного района далеко не исчерпаны данной программой.
Помимо основного промышленного значения город Свердловск имеет и будет иметь в дальнейшем, прежде всего, областное значение как административно-культурный и политический центр, имеющий в этом отношении свое богатое историческое прошлое, и второе — как научный и исследовательский центр, распространяющий влияние и за пределы Уральской области.
Развитие грузооборота
Благодаря разветвленной жел. дорожной связи, по грузообороту г. Свердловск занимает одно из видных мест. За 1928–29 год грузооборот его составлял: по прибытию грузов 1208,7 тыс. тонн, а по отправлению — 389,1 тыс. тонн.
В связи с намеченной программой промышленного строительства и ростом населения, грузооборот Свердловского узла должен значительно возрасти.
По наметке Управления Пермской железной дороги в 1932—33 году грузооборот узла определяется по прибытию в 24421 тыс. тонн, а по отправлению в 21284 тыс. тонн.
Такое огромное увеличение грузооборота и расширение городской селитьбы диктуют настоятельную необходимость коренной реорганизации железнодорожного узла.
Поддержать пенсионера: //www.donationalerts.com/r/domovoy96
III. Население
Намечаемое в г. Свердловске строительство новых и реконструкция существующих промышленных предприятий, вместе с развертыванием сети научных и учебных заведений областного значения, вызовет в ближайшие же годы гигантский рост населения.
Однако, в отличие от стихийного роста капиталистических городов, рост г. Свердловска будет строго подчинен пределам трудоемкости его промышленных предприятий, городского хозяйства и областных учреждений и организаций.
По достижении этих пределов, избыточное население (если не будет развернуто новых производств), не находя трудового применения своим силам, будет расселяться по другим производствам, нуждающимся в рабочей силе, а следовательно и по другим населенным пунктам (существующим или создающимся вновь).
При определении наиболее вероятного количества населения будущего Свердловска, приняты следующие основные положения:
1. Все детское население до 17-ти лет, как занятое учебой, к трудовой деятельности не привлекается (за исключением производственной практики).
2. Все взрослое, трудоспособное население (в возрасте от 18-ти до 54-х лет), в том числе и женщины, максимально вовлекается в общественно-полезный труд.
3. Население 55 лет и старше от трудовой деятельности освобождается.
На основе указанных положений и программ развития промышленности, население Большого Свердловска определяется:
А. Трудоспособное население
(в возрасте от 18-ти до 54-х лет)
1. Рабочие основной цензовой промышленности — 125,5 т. ч.
2. Технический и прочий персонал — 22,6 т. ч.
3. Учащиеся ВУЗ’ов, ВТУЗ’ов и техникумов — 25 т. ч.
4. Служащие областных учреждений и организаций — 20 т. ч.
Все основное население: 193,1 т. ч.
5. Группа обслуживающего персонала (рабочие и служащие всех городских, административных, коммунально-бытовых и социально-культурных учреждений и предприятий) принимается равной 100% основной группы — 193,1 т. ч.
Таким образом, всего для всех отраслей промышленности и хозяйства будущего города требуется взрослого, трудоспособного населения — 386,2 т. ч.
Вследствие того, что не все взрослое население окажется трудоспособным (по состоянию здоровья и другим причинам), предполагается, что к концу планируемого периода, будет вовлечено в трудовую деятельность 90 проц. этого населения.
Следовательно, для обеспечения необходимых промышленности и городу 386,2 тысяч трудящихся, все взрослое население города будет составлять:
386,2 ? 100 / 90 = 429,1 тыс. чел.
Б. Детское и старческое население города
По данным всесоюзной переписи 1926 года возрастное соотношение городского населения в Свердловске определяется процентами: детей от 0 до 17 л. — 34,2%, взрослых от 18 до 54 лет — 58,6% и старше 54 лет — 7,2%.
Поскольку нет оснований ожидать сколько-нибудь существенного изменения в соотношении возрастных групп в будущем населений города Свердловска, количество последнего при указанных соотношениях определяется:
Детское (0–17 лет) — 250,4 тыс. чел.
Взрослое (18–54 лет) — 429,1 тыс. чел.
Старших возрастов (55 и старше) — 52,7 тыс. чел.
Всего: 732,9 тыс. человек.
В. Временное население
Свердловск, как крупнейший индустриальный центр, как центр руководящий всей политической и хозяйственной жизнью Урала, несомненно будет привлекать весьма значительное количество временно-проживающего населения (Красная армия, командированные, экскурсанты, приезжающие для встречи с родственниками, для пополнения образования и практики в Свердловских научных учреждениях и предприятиях и т. д.).
Считая это население в 5% от коренного населения, общее количество населения города определяется в 768,8 — 770 тысяч жителей. Данная цифра определяется трудоемкостью производственных программ предприятий, намеченных к постройке и существующих; при развертывании новых производств количество населения соответствующим образом будет возрастать.
Поддержать пенсионера: //www.donationalerts.com/r/domovoy96
IV. Схема организации Большого Свердловска
Общая схема расширения Свердловска запроектирована по типу большого группового города, состоящего из ряда поселений, организуемых на своих производственных базах и связанных между собой, как производственным назначением, так и единством управления, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания.
Количество, местоположение и размеры отдельных промышленных групп и обслуживающих их жилых районов определены на основе:
а) намечаемых производственных программ предприятий;
б) наличия сырья;
в) наибольшей увязки технологических процессов отдельных предприятий;
г) удобств организации подъездных путей и связи с сортировочной станцией;
д) рельефа местности позволяющего, без особых затрат, проектировать заводские площадки и жилые поселки;
е) розы ветров и расположения жилья с подветренной стороны в отношении предприятий;
ж) наличия водных источников для питьевых и промышленных целей и, вообще, экономичность и удобство коммунального, и бытового обслуживания жилых районов.
На ряду с этим, были приняты во внимание: возможность использования существующих вокруг г. Свердловска поселений в качестве баз для развития жилых районов, а также начатое к моменту составления схемы строительство ряда крупных предприятий, как-то: Уралмашиностроя, Электролитного завода и друг.
1. Размещение промышленности
В соответствии с указанными положениями все проектируемые и строящиеся в районе города Свердловска предприятия, размещаются схемой следующим образом:
Северная группа
Основная крупная промышленность, состоящая из четырех групп — машиностроения, заводов ВЭО, инструментального комбината и группы медеобрабатывающих заводов, размещается в северном направлении от существующего Свердловска, по Верхотурскому тракту.
Машиностроительные заводы группируются вокруг строящегося Уралмашиностроя, с расширением площадки в сторону города; группа заводов ВЭО — располагается с восточной стороны Верхотурского тракта, занимая весь участок от города до дер. Пышмы: инструментальный комбинат — в северо-восточном направлении от города, между трактами Уралмашиностроя и Верхотурским и, наконец, группа медеобрабатывающих заводов в районе Медного Рудника.
Все заводские группы связываются подъездными путями с Сортировочной станцией (намеченной на северном берегу Верх-Исетского пруда) и ст. Шарташ.
В частности, медная группа, через разъезд № 120 Горнозаводской линии, соединяется со ст. Сортировочная и веткой на ст. Березит Ирбитской линии — со ст. Шарташ; группы: Машинострой, ВЭО и Инструментальный комбинат — связываются обходной линией, идущей со ст. Сортировочная к новому разъезду на Ирбитской линии.
Помимо транспортной проблемы, запроектированное расположение предприятии, удачно разрешает производственную связь заводов:
Верх-Исетский завод, Машинострой, Медная группа и заводы ВЭО — позволяют рассматривать эту группу заводов как единый комбинат тяжелого, среднего и электромашиностроения, т. к. в производственных процессах они взаимно обслуживают друг друга.
Близость всех заводских площадок и их взаимное расположение, а, также запроектированная транспортная сеть, до минимума сокращают время и расстояние переброски продукции с одного завода на другой, устраняют возрастное движение, сырья и полуфабрикатов.
Снабжение водой для промышленных целей всех групп обеспечивается Исетской и Пышминской системами.
В северо-западном направлении от Свердловска, на северо-восточном берегу Исетского озера проектируется Средне-Уральская районная электростанция мощностью в 500.000 клвт. Выбор этого места под станцию, помимо ровного рельефа, обусловлен наличием достаточного водного источника, близостью к мощным залежам торфа и к Горнозаводской линии железная дороги, по которой будет подаваться топливо — кизеловский уголь.
Восточная группа
К востоку от города Свердловска, в районе озера Шарташ, размещаются предприятия местной промышленности: на западном берегу близ нового разъезда Ирбитской линии железной дороги — завод бетонных деталей, на северном берегу — мебельный комбинат и на восточном — завод изоляционных плит (на базе Шарташского торфяника). Территория района допускает возможность постановки еще ряда предприятий местной промышленности.
Северо-восточное Шарташского района — располагается существующий Березовский завод, с производственной базой — золотыми приисками.
Южная группа
Размещается в Уктуском районе, между ст. Уктус и с. Елизавет, с восточной стороны Челябинской линии, за исключением завода Огнеупор, расположенного на западной стороне ст. Уктус. Группа состоит из расширяющихся заводов:
1) Огнеупор,
2) Искусственных жерновов,
3) Фабрики Стеклограф,
4) Завод Новострой,
5) Кирпичных заводов и
6) Завода Машиностроитель.
Транспортная связь осуществляется Челябинской линией Пермской железной дороги, Челябинским и Горнощитским трактами.
Юго-восточнее города близ станции Исток Тюменской железной дороги на валидной стороне ее, размещается база дорожных машин.
Западная группа
В западном направлении от г. Свердловска на северной окраине существующего поселка В.-Исетского завода размещается фармацевтический и маргириновый заводы. За железнодорожными путями к северу от ВИЗ’а проектируется мельничный комбинат и другие пищевые предприятия. Существующие мельницы в черте селитьбы города закрываются.
Центральная группа
Включает существующие предприятия, расположенные на территории собственно Свердловска, а именно: текстильную фабрику имени Ленина, заводы «Уральский Пролетарий», «Сталькан», швейные и обувные фабрики, Аффинажный завод, металлургический завод «Красная Кровля» и ряд других мелких предприятий.
2. Размещение железно-дорожного узла
В соответствии с размещением промышленных предприятий, а также намечаемым развитием грузооборота и пассажирского движения, схемой предусматривается следующий проект развития и размещения железнодорожного узла. Весь узел будет состоять из пяти станций:
а) Станции Свердловск-Сортировочной, устраиваемой на площадке между разъездом № 73 и В.-Исетским поселком вдоль северного берега В.-Исетского пруда;
б) ст. Свердловск-Пассажирской на месте существующей станции Свердловск;
в) ст. Шарташ;
г) разъезда № 73 и
д) Разъезда на Ирбитской линии в 6 клм севернее станции Шарташ.
Все пассажирское движение выделяется с помощью двух путей, устраиваемых на протяжении от разъезда № 73 до станции Шарташ.
При таком устройстве, разъезд № 73 превращается в пункт приема пассажирских поездов с западных линий (Казанской, Пермской и Тагильской).
У этого же разъезда товарные поезда, с упомянутых трех линий, минуя разъезд, непосредственно вступают в парк приема станции Свердловск-Сортировочная.
От разъезда № 73 пассажирские поезда поступают на ст. Свердловск-Пассажирская, где расположен центральный городской вокзал и далее, до ст. Шарташ следуют но вышеупомянутым пассажирским путям.
Ст. Шарташ, таким образом, является пунктом распределения поездов но линиям, примыкающим к Свердловскому узлу с востока, а именно: по Ирбитской, Тюменской, Курганской и Челябинской. На этой же станции происходит выделение товарного движения, которое от ст. Шарташ до разъезда № 73 производится по особым двум товарным путям через ст. Свердловск-Пассажирская.
Станция Свердловск-Сортировочная
Вновь устраиваемая ст. Свердловск-Сортировочная будет одной из самых мощных станций СССР. Она проектируется как двухсторонняя станция, т. е. с самостоятельными устройствами для каждого из двух направлений (южное для четного и северное для нечетного направления).
Северное и южное устройства соединяются особым путем, в виде полукольца, располагаемого с восточного конца станции.
Между северными и южными устройствами располагается депо, склады угля, пути для ремонта вагонов, материальный склад и проч.
Ул. Ленина. Вид с ул. Московской в настоящее время
Благодаря последовательному расположению парков и установке на длинно-составные поезда, протяжение станции получилось весьма значительное (около 4,5 клм между входными стрелками).
Станция Свердловск-Пассажирская
Существующая станция Свердловск обращается в станцию исключительно для пассажирского движения, благодаря чему является возможность расположить все необходимые пассажирские устройства более целесообразно, чем в настоящее время и обеспечить нормальное формирование и пропуск пассажирских поездов. Тесный старый вокзал в ближайшее время перестраивается и оборудуется как центральный вокзал города Свердловска
Ул. Ленина. Вид с ул. Московской — по проекту
Станция Шарташ
Предназначается, главным образом, для регулирования приема поездов, прибывающих в Свердловский узел с востока, то есть, Ирбитской, Тюменской, Курганской и Челябинской линий. Однако, в виду довольно значительного потока так называемых «угловых» грузов (т. е., отходящих со станции с того же конца ее, с которого они прибывают) с Ирбитской линии на Челябинскую, ст. Шарташ является узловой станцией для переформирования ирбитских поездов и выделения грузов на Челябинск. Вместе с тем, с ростом г. Свердловска в сторону Шарташа, тесноты и невозможности свободного развития существующего товарного двора, на ст. Шарташ проектируется новый товарный двор и площадки для частных складов.
Старый товарный двор и ветки частного пользования
Помимо вышеупомянутых устройств, в Свердловском узле сохраняется старый товарный двор, расположенный вдоль улицы Северной с южной стороны ст. Свердловск.
Этот товарный двор соединяется с существующей станцией Свердловск двумя ветками, из которых одна проходит под главными путями с западного конца станции Свердловск-Пассажирская и вливается в северный парк этой станции, а другая — соединяется с южным парком. В будущем, вытяжной тупик ст. Свердловск-Товарная, на котором сходятся обе вышеупомянутые ветви, предположено соединить со ст. Свердловск-Сортировочная особым путем, пересекающимся с главными путями путепроводом и вливающимся в ст. Свердловск-Сортировочная, таким образом, что движение по этой соединительной ветке не будет мешать движению поездов через ст. Свердловск-Сортировочная и ее работе.
К западной ветке товарного двора намечено примыкание ветвей частного пользования для обслуживания расположенных к северу от ст. Свердловск-Пассажирская, металлосклада, холодильника, овоще-хранилища и проч.
С помощью части старого Тагильского подхода осуществляется связь Машиностроительного завода со ст. Свердловск-Пассажирская.
На ряду с этим, проектируется обходная линия от ст. Свердловск-Сортировочная к организуемому на Ирбитской линии в 6 клм. от ст. Шарташ, разъезду. Эта линия, помимо разгрузки главной линии, обслужит транспортом группы заводов Машиностроя, ВЭО и Инструментального комбината. К ней же могут быть примкнуты ветки на главные мастерские Пермской ж. д. (предположение к постройке к северу от ст. Свердловск-Сортировочная).
Группа медных заводов обслуживается существуя щей веткой Горнозаводской линии на медные рудники. В будущем проектируется продлить ветку до соединения с Ирбитской линией на ст. Березит, что даст вторую обходную линию.
Существующие ветки на привокзальной площади и по улице Малышева, как стесняющие уличное движение, подлежат сносу.
3. Жилые поселения и их организация
Соответственно размещению промышленных предприятий, схемой предусматривается организация следующих жилых поселений:
I. Центральный комплекс, включающий:
1) г. Свердловск, площадью 1756,82 га и с населением 226.000 человек
2) Поселок В-Исетского завода, площадью 453 га и населением 40.000 чел.
3) Учебный городок, площадью 345 га и населением 34.000 чел.
4) Новый поселок, площадью 403,18 га и населением 35.000 чел.
II. Группа северных поселений, включающая:
1) Поселок медеобрабатывающих заводов, в районе дер. Балтым, с площадью в 500 га и населением в 50,0 тыс. чел.
2) Поселок заводов ВЭО, в районе озера Шувакиш с площадью в 1200 га и населением в 220,0 тысяч человек.
Ул. Ленина. Площадь 5-го года в настоящее время
3) Поселок машиностроительных заводов к юго-востоку от озера Шувакиш в 500 га и населением в 65.000 человек.
4) Поселок средне-уральской электростанции к югу от станции с площадью 15,0 га, с населением в 12,0 т. чел.
5) Поселок при сортировочной станции, с площадью 150 га и населением в 15,0 тыс. человек.
III. Восточный район, включающий:
1) с. Шарташ с площадью в 500 га и населением 15,0 т. ч.
2) Поселок Березовского завода, с площадью 500 га и населением в 10,0 тыс. человек и
3) Поселок М.-Истока площадью 293 га и населением в 12,0 тыс. человек.
Ул. Ленина. Площадь 5-го года — по проекту.
IV. Южный район, включающий:
1) С. Уктус, площадью 230 га, населением 20.000 чел.
2) С. Елизавет, площадью 158 га, и населением 10000 чел.
3) С. Н.-Исетское, площадью 293 га, с населением в 5000 т. ч.
Схема Большого Свердловска, имея задачей, главным образом, организацию плана распределения заводских площадок и, в связи с этим, организацию расселения всего будущего населения Свердловска, устанавливает лишь районы, которые получат свое окончательное оформление в результате детальной разработки проектов планировки.
В общих чертах, организация территории и застройки будущих жилых поселений намечается в следующем виде:
Вся территория жилых поселений распределяется: под жилые кварталы — 50%, под зеленые насаждения общественного пользования — 35% и под улицы, площади и проезды — 15%.
В зависимости от характера поселений и их районирования плотность заселения принимается от 250 до 400 человек на гектар жилых кварталов, процент застройки от 15 до 25 и, как исключение, центральная часть города с административными зданиями будет иметь плотность заселения до 500 человек на га и процент застройки до 40.
Вся остальная площадь строительных участков отводится под местные, внутриквартальные, зеленые насаждения, газоны, площадки для игр и спорта взрослого и детского населения кварталов.
Кварталы, в обще-принятом смысле, упраздняются, заменяясь строительными участками, отграниченными уличными магистралями транзитного и делового движения.
Размещение зданий на площади строительных участков зависит, главным образом, от рельефа участка, стран света и удобств организации внутренних площадок. Здания должны располагаться с таким расчетом и разрывами, которые обеспечивали бы максимальный доступ воздуха и света во все помещения.
Поддержать пенсионера: //www.donationalerts.com/r/domovoy96
4. Характер будущего жилищного строительства
В настоящий переходный период чрезвычайно трудно определить те конкретные формы, которые примет жилище в эпоху социалистического общества.
Перспектива площади 5-го года
Однако, на данном этапе строительства социалистического хозяйства, можно с большей достоверностью определить те основные, принципиальные требования, которые, в меру социально-бытовых и экономических возможностей, должны быть положены в основу проектирования нового жилищного строительства.
В отличие от современного капиталистического жилья, предназначенного, исключительно для узко-индивидуалистического удовлетворения потребностей в отдыхе и пище, являющегося в условиях капитализма, одним из сильнейших средств разобщения трудящихся, тормозом их физического и культурного развития — наше новое жилище должно стать важнейшим фактором в общей системе коллективного развития, производственной и культурной деятельности социалистического общества.
В соответствии с этим новым назначением, новое жилище, всем комплексом предоставляемых им услуг, должно:
1) В максимальной степени содействовать восстановлению и укреплению производственной энергии трудящихся.
2) Обеспечить полную возможность для всего взрослого населения участвовать в общественно-полезном труде и, в частности, освободить женщину от так называемого, «домашнего хозяйства».
3) Создать условия, наиболее благоприятствующие физическому и культурному развитию трудящихся.
4) Предоставить детскому населению, взамен «уличного», общественное воспитание и, вместе с тем, условия, способствующие максимальному физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Поскольку осуществление этих требований возможно лишь путем широкого обобществления бытовых функций, в новом жилищном строительстве, на ряду с мероприятиями, повышающими общие санитарно-гигиенические условия, необходимо широко развернуть сеть учреждений, организующих новые, общественные формы жизни.
Для строительства ближайшего времени, исходя из конкретных условий и экономических возможностей, намечаются в каждом жилом доме следующие учреждения:
1) Общественная столовая-кухня.
2) Детские ясли и детский сад.
3) Прачечная (для мелкой стирки).
4) Распределитель товаров широкого потребления.
5) Красный уголок и помещение для библиотеки-читальни.
6) Зал физкультуры.
7) Ванны и общественные души.
5. Административный и социально-культурный районы
Схемой предусматривается организация основного административно-культурного и политического района (областного значения) в центральной части Свердловска, вокруг площади «Парижской Коммуны», а в районе площади «1905 года» — обще-городского значения. Кроме того, в каждом отдельном поселении проектируются свои административно-культурные участки.
Основной научно-учебный район размещается, в так называемом, «Учебном Городке».
Больничная сеть проектируется в следующих районах:
1) На площади «Коммунаров» (между Свердловском и ВИЗ’ом) для обслуживания центральной части Свердловска.
2) Северо-восточнее Свердловска, в районе Шарташа — для обслуживания восточной группы поселений.
3) Севернее поселения машиностроительных заводов — для всей северной группы поселений и, наконец,
4) в южном направлении от Свердловска, с западной стороны Челябинского тракта — для обслуживания южной группы поселений.
6. Зеленая зона
Город Свердловск окружен большой площадью лесов.
Часть ближайших к городу лесных массивов намечается к использованию под парки культуры и отдыха.
Схема районирования центральной части
Такие парки запроектированы: вокруг озера Балтыма, Шувакиш и Шарташа, в районе Основинских прудков и по левому берегу реки Исети, как продолжение зоопарка. С западной стороны Свердловска проектируется ветро-снего-защитная зона от действия господствующих западных ветров.
7. Сельско-хозяйственные районы
В территорию Большого Свердловска включаются два сельско-хозяйственных районах — на севере дер. Балтым, с молочно-животноводческим хозяйством ЦРК и на юге Елизаветинский огородно-овощной совхоз.
V. Коммунально-бытовое обслуживание
1. Водоснабжение
Общая потребность города в питьевой и хозяйственной воде определена (исходя из 150 литров в сутки на одного жителя) в размере 1,3 кубических метра в секунду.
Имеющиеся в районе города Свердловска водные источники, при соответствующем зарегулировании их, могут дать в среднем:
Исетское озеро — 1,0 куб. метр. в секунду.
В.-Исетский пруд — 1,61 куб. метр. в секунду.
Бассейн р. Пышмы — 0,6 куб. метр. в секунду.
Бассейн р. Чусовой — 3,32 куб. метр. в секунду.
Как по количеству воды, так и по ее качеству наиболее приемлемым источником для водоснабжения города, признана река Чусовая, тем более, что все остальные водные бассейны предназначаются для питания технической водой новых и существующих промышленных предприятий. В частности, Исетское озеро и озера Шиты и Вашты закрепляются за Средне-Уральской электростанцией, Верх-Исетский пруд и бассейн реки Пышмы для северной и восточной групп промышленности.
2. Канализация
Значительные размеры территории Свердловска и огромное количество сточных вод создают большие затруднения в выборе единого места для спуска этих вод. Поэтому, в целях удешевления строительства, а также уменьшения объема загрязнения одного какого-либо источника, представляется наиболее целесообразным спускать сточные воды существующего Свердловска, поселка Уралмашиностроя и южной группы поселений в реку Исеть, а воды Северной группы поселений, т.о. заводов ВЭО и Медной группы — в реку Пышму.
3. Городской транспорт
Городской пассажирский транспорт намечается ввиде двух систем:
а) внутреннего транспорта в каждом поселении и
б) внешнего — связывающего все отдельные поселения между собой, с промышленными предприятиями и тяготеющими к городу сельскими населенными пунктами.
Расчетное число поездок на одного жителя принимается: трамвая — 200 и для автобусов — 85.
Общее протяжение всех линий определяется в 187 километров, в том числе трамвайных — 130 клм. и автобусных 57 километров.
Количество вагонов трамвая 650, автобусов 340.
Для размещения подвижного состава намечается 3 трамвайных парка и три гаража.
Потребная мощность электроэнергии для трамвайного движения определяется в 11,0 тысяч киловатт.
4. Электрификация и теплофикация
Электроснабжение города и промышленных предприятий разрешается постройкой некоторыми крупными предприятиями (Машиностроительный комбинат, группа ВЭО) местных, мощных электростанций и постройкой Средне-Уральской электростанции, с предельной мощностью до 500 тысяч киловатт.
Отопление города намечается путем постройки ряда районных тепловых станций и использования тепловой энергии строящихся тепло-электрических станций пром. предприятий.
При тепловых станциях сосредоточиваются все обслуживающие каждый район коммунальные предприятия, нуждающиеся в больших количествах пара или горячей воды (бани, прачечные, фабрики-кухни и другие).
5. Прочее коммунальное обслуживание
Бани
Посколько новое жилищное строительство предусматривает организацию в каждом жилом доме общих ванных и душевых комнат, потребность населения в банях должна значительно снизиться.
Предполагается в будущем два посещения бани в месяц каждым жителем в возрасте старше четырех лет.
При этом допущении общая суточная пропускная способность бань должна быть в 60 тысяч человек.
Ул. Ленина. Площадь Труда — в настоящее время
Прачечные
Общая суточная производительность прачечных определяется (исходя из 0,4 кгр. белья в сутки на каждого жителя в возрасте старше 4-х лет) в 260 тонн белья.
Стирка белья детей ясельного возраста предполагается в прачечных при жилых домах.
Прачечные также, как и бани, размещаются при каждой районной теплоцентрали.
Ул. Ленина. Площадь Труда в настоящее время
Крематории
Существующие кладбища Свердловска уже в данное время оказались в центре застройки.
Перенесение кладбищ за пределы застройки нецелесообразно, так как потребовалось бы вынесение их на очень большие расстояния. Поэтому схема не намечает новых кладбищ, заменяя их крематориями.
6. Организация общественного питания и снабжения населения
Общая суточная потребность будущего населения Свердловска в основном питании, ориентировочно определяется следующими цифрами:
а) хлебоснабжение, считая в среднем 0,75 кгр на одного человека — в размере 600 тонн;
б) снабжение горячей пищей (завтрак, обед и ужин) — пять блюд на человека — 4,0 мил. блюд
в) кондитерские изделия — 0,050 клг на человека — 40 тонн.
Общественное питание намечается организовать, в основном, через сеть закрытых столовых при жилых домах. В черте старой застройки, где сплошная организация столовых при старых жилых домах невозможна, организуется сеть закрытых участковых столовых, обслуживающих население своих участков.
Помимо закрытых столовых, в каждом районе намечаются открытые, общественные чайно-закусочные.
Снабжение столовых и чайно-закусочных продуктами и полуфабрикатами намечается через сеть районных фабрик-кухонь.
Хлебопечение, изготовление кондитерских и прочих пищевых изделий, допускающих более или менее длительное хранение и перевозку, максимально концентрируется в одном или нескольких пищевых комбинатах. Мясохолодильный комбинат организуется на станции Богданович.
Товароснабжение
Снабжение городского населения товарами и массового постоянного потребления намечается через сеть закрытых распределителей, находящихся при жилых домах, промпредприятиях и учреждениях. Для отпуска товаров широкого потребления, но имеющих ограниченный спрос (одежда, обувь и проч.), организуются в каждом жилом районе распределители типа универмагов. На ряду с универмагами в каждом районе намечаются починочные и пошивочные мастерские (одежные, обувные и т. д.).
Организация с.-х. комбинатов
Одной из важнейших задач в области снабжения населения пищевыми продуктами является задача организации в прилегающих к городу районах крупных сельско-хозяйственных комбинатов.
Общая потребность будущего населения города в нетранспортабельных и скоропортящихся продуктах сельско-хозяйственного производства определяется в 176,5 тыс. тонн разных овощей в год (по нормам СТО) и в 150.0 т. тонн молока (по 200 клгр на одного жителя).
Для обеспечения этой потребности необходимо организовать огородные хозяйства на площади в 11 тыс. га и молочное стадо в 60 тыс. голов скота, содержание которого, в свою очередь, потребует до 45 тыс. га пахотных и луговых земель.
Поддержать пенсионера: //www.donationalerts.com/r/domovoy96
VI. Организация социально - культурного обслуживания
1. Народное образование и социальное воспитание
Организация социального воспитания, народного образования и культурного обслуживания населения Большого Свердловска в общих чертах намечается но следующей схеме:
Все детское население дошкольного возраста охватывается сетью детяслей и детсадов, организуемых при жилых домах.
Школьная сеть размещается: школы семилетки — внутри жилых кварталов, фабзаучи — при предприятиях.
Все техникумы, ВУЗ’ы и ВТУЗ’ы размещаются на территории строящегося учебного городка.
Там же размещаются и научно-исследовательские институты.
Культурно-просветительное обслуживание намечается через сеть районных домов культуры, организующих клубно-массовую работу, театральные зрелища, кино, библиотеки, радио-вещание, культ-работу в домах-коммунах и т. д.
В центре города намечается Центральный Дом Культуры, в задачи которого ставится, помимо непосредственной культурной работы, руководства и помощи районным домам культуры, также изыскание и проработка новых форм и методов культурно-массовой работы.
С теми же задачами намечаются в центре города центральный Музей, дом Науки, дом Обороны и др. культурно-массовые и общественные учреждения.
2. Здравоохранение
Основная лечебно-профилактическая помощь населению намечается путем организации единых диспансеров, заменяющих собой ныне существующие амбулатории, консультации, диспансеры и проч.
Всего намечается до 15 районных диспансеров с охватом каждым в среднем около 50 тыс. жителей.
Ул. Ленина. Площадь Труда — по проекту
Для стационарной (коечно-больничной) помощи — организуются 4 крупных больничных городка (см. выше страницу 23-ю) на 5.000 коек разных специальностей.
Намечается широкое развитие пунктов скорой и первой помощи на предприятиях.
3. Физическая культура
Развитие физической культуры намечается путем организации при каждом жилом комбинате, школе, техникуме и т. д., спортивных зал и открытых площадок для игр и спорта.
В каждом жилом районе проектируются районные дома физкультуры и стадионы.
На месте существующего ипподрома намечается центральный стадион.
На Верх-Исетском пруду, городском пруду, озерах Шувакиш, Балтым и Шарташ организуются водные и лыжные станции.
В центре города намечается центральный Дом Физической Культуры.
VII. Перепланировка центральной части Большого Свердловска
В центральную часть Большого Свердловска входят три основных района: районы бывшего Екатеринбурга, Верх-Исетского завода и Научно-учебный городок.
Перепланировка центрального поселения Большого Свердловска проводилась в соответствии с преобладающим значением его в общем комплексе поселений, составляющих Большой Свердловск, а именно: как областного административно-хозяйственного и культурно-научного центра. При этом учитывались и специфические особенности каждого района в отдельности, в особенности его производственная база.
По скольку центральная часть Большого Свердловска планируется в большей своей части на территории старого города, нельзя было игнорировать имеющиеся уже в нем значительные капитальные вложения в виде крупных зданий и различных подземных и надземных сооружений — канализации, водопровода, трамвая и др., что в значительной мере ограничивало перепланировку города. Поэтому, общая конфигурация города и расположение основных уличных магистралей в основном сохраняется прежнее, но значительно сокращается сеть второстепенных улиц за счет укрупнения строительных участков (кварталов) и увеличивается площадь зеленых насаждений.
Районирование
В зависимости от назначения, производственной базы и топографических условий, эти три основных района центральной части Большого Свердловска в свою очередь разделяются на ряд более мелких районов или подрайонов. В состав города в границах бывш. Екатеринбурга входят следующие районы:
1. Центральный район — он занимает всю центральную часть Свердловска, расположенную вокруг улицы Ленина, между ул. Энгельса, Васенцовской, Шарташской и Механической. Центральный район имеет характер преимущественно областного и городского административно-управленческого центра. Здесь располагаются административные и общественные здания: дом Советов, дом Промышленности, Труда, Обороны, Связи, Профсоюзов, Печати, Центральная гостиница и др. В этом же районе размещаются центральные культурно-просветительные здания: музей, театр, выставочные здания и т. д. Вновь выстроенные жилые здания остаются, но дальнейшее жилстроительство прекращается. Здания 5–7 этажные, в отдельных случаях и выше. Плотность застройки 30–40%. Общая площадь строительных участков 56,5 га. Плотность заселения принимается для жилых 400 и служебных в 500 человек на га, т. к. расчитывается, главным образом, на пребывание населения в служебные часы в учреждениях. Количество населения, которое остается жить в районе, принимается из расчета заселения 20 проц всей площади, т. е. будет составлять 6.650 чел., а всего с учащимися при музтехникуме, педагогическом институте и художественном техникуме около 10000 человек.
Для массовых демонстраций и празднеств в районе отводится площадь Парижской Коммуны размером в 3,5 га, которая будет парадной площадью всего центрального города.
2. Правобережный район располагается в центральной части города по правую сторону р. Исети.
В районе располагаются, главным образом, банковские и конторские здания, мастерские одежды и обуви и открытые распределители (магазины предметов редкого потребления). В этом же районе остается Дом Колхозника и Афинажный завод.
Площадь района равна 54,1 га.
Так как в районе имеются крупные каменные жилые дома, которые еще сохраняют свое значение жилых, то часть площади района, примерно, около 25 пр. будет занята жилыми зданиями.
Плотность застройки 30–40 проц, дома 4–5 этажные.
Плотность заселения жилых участков — 400 человек на га, а деловых 500 человек на га. Количество населения 6400 человек.
В районе остаются две площади — площадь 1905 года и площадь у пересечения ул. Малышева и 8-го Марта (бывш. Зеленый рынок). Хлебная площадь отводится под зеленые насаждения.
3. Северный привокзальный район находится к северу
от центрального района. Он образуется на базе: станция Свердловск, Товарный двор, Управление Дороги, складские хозяйство, завод Сталькан, фабрика-кухня и хлебозавод. Завод «Металлист» и мельницы предполагается в будущем перенести.
Строительная площадь района 74,5 га, в том числе под жилыми кварталами 51,0 га.
Плотность заселения принимается в 350 человек на га.
Все население района составит 17.850 человек.
Плотность застройки — 20–25 проц., дома 4-х этажные.
Вокзал предполагается построить новый между существующими; против него намечается площадь размером 3 га, на которую выходят административные здания дороги. Первый ряд кварталов у вокзала отводится под учреждения, обслуживающие пассажиров (гостиницы, агентства и т. п.).
К этому району относятся также тяготеющие к нему поселки: Октябрьский и Пристанционный, с общей площадью в 28 га.
Плотность заселения поселков принимается в 200 чел. на га, плотность застройки 10–15 проц., количество населения 5.600 человек, дома 2–3-х этажные.
Общее количество населения в районе, включая и поселки, — 23.450 человек.
Кроме привокзальной площади в этом районе остаются еще две площади — Мельковская и площадь Народной Мести. При Мельковской площади, находящейся в центре района располагается единый диспансер, а на самой площади клуб железнодорожников, который будет районным домом культуры.
Площадь Народной мести одно из возвышенных мест Свердловска, с которой открывается широкая панорама на город и пруд, назначается для памятника Ленину.
4. Правобережный жилой район, обслуживающий служебный район, занимает западную часть города рядом со вторым служебным районом.
Площадь района 100 га, из них под жилыми участками 86 га.
Плотность заселения 400 человек на га, плотность застройки 20–25 проц., здания 4-х этажные. Общее население района 34400 человек.
В районе намечаются две столовые: одна в северной части, другая в южной.
В районе Коковинки — единый диспансер и районный клуб. Площадей две.
4-а. Подрайон. Группа кварталов вокруг Университетской площади занята в настоящее время зданиями УПИ и военным городком.
Ул. Ленина. Вид с улицы Луговой в настоящее время.
При выводе УПИ в учебный городок остаются учебные здания, которые могут быть использованы под вспомогательный учебный городок. Общая площадь строительных участков 57,9 га, в том числе под жилыми участками 42 га. Площадь застройки намечается 20–25 проц, число этажей 4, плотность заселения 400 человек на га. Население района составит 16800 человек.
5. Центральный левобережный район, — находится к востоку и югу от центрального административно-общественного района, обслуживая последний жильем. Район почти исключительно жилой.
Общая строительная площадь района 138,7 га, из них под жилыми участками 105,3 га. Плотность застройки от 20 до 25 проц., дома 4–5 этажные, плотность заселения 400 человек на га, количество населения 42 тыс. человек.
В центре района, у пересечения ул. Малышева, Васенцовской и проектируемой улицы к вокзалу ст. Шарташ — размещаются районный клуб, единый диспансер. Группа кварталов между Луговой и 2-й Восточной предназначается для хозяйственных зданий, где размещаются: теплоцентраль, фабрика кухня, гараж и склады.
6. Район Ленинской фабрики ограничен Сибирским проспектом, р. Исетью, границей Зоопарка, Ленинской фабрикой, заводом «Уральский Пролетарий» и Сибирским трактом.
Производственная база района — Ленинская фабрика, зав. «Уральский Пролетарий» и склады, расположенные по Сибирскому тракту.
Площадь строительных кварталов 98,6 га, из них под жилыми участками 87,6 га.
Плотность заселения 350 человек на га, плотность застройки 20–25 проц., здания 4-х этажные, количество населения 26280 человек.
Вокруг районной площади Максима Горького размещаются районные и общественные здания: клуб, диспансер, столовая и т. д. Изолятор выносится.
7. Южный район располагается к югу от вспомогательного учебного городка по правую сторону р. Исети. Район обслуживает группу предприятий, расположенных по берегу р. Исети: завод имени «Воровского», РАГАЗ, автобусный и трамвайный парк и ряд мастерских. В этом районе проектируется также ветеринарно-исследовательский институт и ветполиклиника.
Общая площадь района 284,0 га, под жилыми квартали 224 га. Плотность заселения 350 человек на га, 20–25 проц. застройки, здания 3–4 этажные, количество населения 67.000 человек.
В районе намечаются 2 диспансера, два районных клуба, две столовых.
Районы ВИЗ’а. Верх-Исетский завод р. Исетью и заводом «Красная Кровля» делится на два района: правобережный и левобережный.
8. Правобережный район ВИЗ’а образуется на производственной базе завода «Красная Кровля».
В состав этого района входит также и центральный больничный городок, расположенный на площади «Коммунаров». Общая площадь района 105 га, под жилыми кварталами 93,4 га.
Плотность заселения намечается в 300 человек на га, плотность застройки 15–20 проц., дома 3-этажные. Количество населения 20 тыс. человек.
Центр района намечается около завода вокруг б. Успенской площади, где будут размещены районные общественные здания. Клуб металлистов преобразуется в районный клуб.
9. Левобережный район ВИЗ’а обслуживает, кроме завода «Красная Кровля», расположенные в этом районе фарм. завод, маргариновый завод, складское хозяйство и пищевой комбинат (мельницы и хлебзавод).
Общая площадь района 108 га, под жилыми кварталами 70 га. Плотность заселения 300 человек на га, плотность застройки 15–20 проц., дома 3—4 этажные. Количество населения 20.000 человек. Центр этого района размещается около б. Никольской площади.
10. Район научно-учебный размещается в восточной части города по направлению к Шарташу. Здесь сосредоточивается большинство учебных и научно-исследовательских институтов, техникумов, ком. университет, а также помещения и общежития для преподавательского персонала и студентов.
Площадь района 232 га, площадь заселения 99 га. Плотность заселения 400 человек на га. Населения 34.000 человек, дома 4–5 этажные.
В центре городка располагается большая площадь для студенческих собраний и демонстраций.
11. Новый поселок — рассматривается, как район расширения научно-учебного городка.
Площадь района 155 га, под жилыми кварталами 117 га. Плотность заселения 300 человек на га, плотность застройки 15–20 проц., здания 4-х этажные. Количество населения 35.000 человек.
По Березовскому тракту располагаются общественные здания: единый диспансер, дом райсовета, почта, телеграф и другие. Общественные здания общие для всего района научно-учебного городка.
Все население центральной части Большого Свердловска проектируется около 336 тысяч человек.
Ул. Ленина. Вид с ул. Луговой — по проекту.
Уличная сеть
Основными вехами определения планировки всякого населенного пункта являются внутренние пути сообщения и организация внутри городского транспорта.
В современном Свердловске чрезвычайно много улиц и очень мало приспособленных для грузовых и людских потоков.
Поэтому схема перепланировки центральной части Свердловска намечает значительное сокращение числа улиц для сквозного движения (допуская их использование для внутреннего сообщения в жилых кварталах), что должно дать большую экономию в расходах по благоустройству этих улиц.
Взамен сокращения улиц, не имеющих делового значения, намечается развитие и соответствующее благоустройство существующих и прокладываемых вновь магистралей.
При проектировании сети улиц, было обращено особое внимание на сохранение существующих уже капитальных вложений, ввиде крупных зданий и различных подземных сооружений. По этим соображениям ломка существующих направлений улиц, их расширение, а также прокладка новых — допускались лишь в случаях крайней необходимости.
Построение сети
К Свердловску подходят 6 основных безрельсовых путей: Верхотурский, Сибирский, Челябинский, Горнощитский, Березовский и Московский тракты.
По этим магистралям идет все сообщение с районами, но этим же магистралям проектируются все новые поселения Большого Свердловска.
Естественно, что и улицы города, в которые вливаются эти тракты, будут основными магистралями города, пропускающими все движение из вне к центру и обратно.
Поддержать блог пенсионера:
К ним относится: улица 8-го Марта, являющаяся продолжением Горнощитского тракта, улицы Байнауховская и Белинского — Челябинского тракта, улицы Декабристов и Сибирский проспект — Сибирского тракта, Васенцовская, через путепровод соединяющаяся с Верхотурским трактом, улица Первомайская, соединяющаяся через путепровод с Березовским трактом, и, наконец, улица Малышева — с Московским трактом.
Схема уличных магистралей центральной части
Расширяются улицы: Восьмого Марта от Хлебной площади на юг, Васенцовская, Байноуховская, Белинского и Первомайская на всем протяжении.
Улица Ленина, разгружаясь от движения с Березовского и Московского трактов улицами Первомайской и Малышева, остается центральной, деловой улицей города, связывающей ВИЗ, центр и учебный городок.
Связь города с центральным вокзалом осуществляется 4-мя магистралями: ул. ул. М.-Сибиряка, Васенцовской, Толмачева и Турчаниновской — Набережной Труда.
Магистраль улицы Толмачева — Вокзал выпрямляется пробивкой участка от северного конца улицы Толмачева до соединения с улицей Я. Свердлова.
Линия Турчаниновская — Набережная Труда намечается как разгрузочная к основной магистрали по улице Толмачева. На этой линии пробивается новый участок, соединяющий в прямом направлении Н. Труда с Турчаниновской улицей.
Район железно-дорожного поселка связывается с центром новой улицей, пробиваемой от Управления Пермской ж. д. к Набережной Труда.
Улица 4-я Мельковская — прокладывается на восток к Новому поселку, соединяя последний с вокзалом.
Район ВИЗ’а соединяется с центром города магистралями:
Верх-Исетским бульваром, улицей Ленина, ул. Максима Горького, ул. Ив. Малышева и ул. Листокаталыциков — ул. Октябрьской Революции, с постройкой моста через реку Исеть.
Соединение ВИЗ’а с южной частью города — намечается путем соединения Московского тракта с улицей Народной Воли.
Юго-восточный район города и, в частности, станция Шарташ, соединяются с центром вновь пробиваемой, в диагональном направлении, улицей от улицы Ив. Малышева и Васенцовская до станции Шарташ.
Помимо перечисляемых основных магистралей, проектируется бульварное кольцо, которое пройдет по улицам Северной, Шейкмана, 4-й Загородной и Луговой.
Все остальные существующие улицы будут частично использованы для местного внутрирайонного сообщения, в большей же части совершенно закрываются или используются как внутри квартальные проезды.
По магистральным улицам, а также некоторым улицам районного значения — прокладываются трамвайные линии, общим протяжением в 61 километр.
Зеленые насаждения общественного пользования
Общая площадь зеленых насаждений общественного пользования, не включая бульваров, составляет около 1.000 га, или около 34 проц. всей селитьбы ( 2.958 га).
Наиболее крупные парки запроектированы:
1) Парк между ВИЗ’ом и старым Свердловском, в который войдет вся площадь между ипподромом и рекой Исетью, Пролетарская дача и весь участок, ВИЗ’а между улицей Отдыха и Плавильщиков.
Площадь парка 121,0 га.
2) Берега реки Исети от указанного выше парка до Зоопарка — образуют большой зеленый массив, пересекающий весь старый город с северо-запада на юго-восток, (бывшая Монетка, Пермская вагонная мастерская — убираются.)
Площадь 78,9 га
3) Зоопарк, площадью 228,0 га, с продолжением на юг до Уктуса.
4) Парк, на месте существующего сада имени Уралпрофсовета расширяется на север до 4-й Мельковской улицы. Площадь 22,8 га.
5) В юго-западной части проектируется большой парк на площади бывшей монастырской рощи.
Площадь 53,4 га.
6) В восточной части, в районе Нового поселка, намечается парк по обе стороны Основинских прудков, площадью 186 га.
Кроме указанных парков, проектируется ряд других парков, садов и скверов меньшего размера, развивающихся из существующих садов или на новых участках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий