Содержание

поделиться

12 сентября 2019 г.

Музыкальный Екатеринбург

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием национальных традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Музыкальная жизнь региона представлена музыкальной культурой русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI- XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северо-русских традиций. Одна из примечательных его черт - близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале заводского типа поселков. Первые в России фольклорные записи с нотным текстом собраны в XVIII в. на уральско-сибирских землях Даниловым К., служившим у Демидовых.
Наиболее старые очаги профессиональной русской музыкальной культуры Урала связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских уральско-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая "усольская" школа, среди мастеров которой известны Голыш С., Лукошков И., Субботин Ф.. Реформы русской церкви конца XVII в., вызвавшие вынужденное переселение раскольников на Урале, привели к параллельному существованию в XVIII-XX вв. двух традиций русского религиозного пения: старообрядческой, а своей основе монодийно-хоровой, сохранившей навыки пения по знаменам, или крюками, и многоголосной, принятой официальной "никоновской" церковью. Распространявшееся в России через украинские и западно-русские храмы партесное многоголосие было поддержано и принято строгановской школой в конце XVII в. Мастерству многоголосного пения будущие служители культа обучались в монастырях, храмах, позже в духовных училищах и семинариях. Пение являлось обязательным предметом церковно-приходских школ и начальных училищ. Прочные фольклорно-песенные традиции, устоявшиеся профессиональные школы церковного пения, а также бесплатные певческие классы и регентские курсы, организованные Городцовым А., Узких Ф. и другими, способствовали поддержанию высокого уровня хоровой культуры русского населения Урала.
История инструментальной русской музыки на Урале восходит к практике игры на народных инструментах. Становление профессионального музыкального искусства связано с инструментами европейского происхождения. Любительское сольное и ансамблевое исполнение на них получило распространение с ХVIII в. благодаря горным инженерам, юристам и другим специалистам, приезжавшим на Урал из Европы и центральной России (в частности, уставом и учебной программой Петербургского горного кадетского корпуса предусматривалось обязательное обучение учащихся музыке). Значительную роль в популяризации камерного любительского исполнительства сыграли политические ссыльные.
Важным компонентом музыкальной жизни уральских городов были оркестры, в том числе военно-полковые, введенные в России Петром I. Оркестры организовывались в пограничных центральных, губернских городах (Оренбург, Пермь), при крупных казенных и частных заводах (Екатеринбург, Нижний Тагил и другие). Традиции привлечения полковых, заводских оркестров для участия в официальных торжествах сохранились и в XX в. В течение XIX в., на Урале функционировали различные по составу, постоянные и временные оркестровые коллективы, предназначенные для проведения музыкально-театральных постановок, обслуживания балов, концертно-развлекательных программ Ирбитской ярмарки, летних сезонов в привилегированных городских садах, на курортах и так далее Постепенно оркестры стали выполнять просветительские функции. В их репертуаре появились произведения классической музыки.
К середине XIX в. увеличение числа учебных заведений, приток иностранных и русских специалистов способствовали повышению уровня музыкальной культуры Урала, что привлекло внимание исполнителей и музыкально-театральных трупп. Их деятельность активизировалась в связи с развитием судоходства по Каме и введением в эксплуатацию железных дорог.
К концу XIX в. в организации музыкальной жизни Урала произошли значительные перемены; в Перми и Екатеринбурге сформировались музыкально-драматические кружки, открылись частные музыкальные школы. В залах благородных и общественных собраний силами любителей при участии солистов-гастролеров осуществлялись оперные постановки, сложные концертные программы. Во главе музыкального дела стояли немногочисленные профессионалы - выпускники Петербургской, Московской и Варшавской консерваторий и музыканты-любители в Екатеринбурге и других. В 1894 в Перми был открыт первый на Урале оперный театр. В Екатеринбурге в 1900 директором Сибирского банка Маклецким И. был построен концертный зал. В начале XX в. в 1912 году Уральское отделение Императорского русского музыкального общества сформировалось в Екатеринбурге . В Екатеринбурге вслед за открытием оперного театра в 1912 году на базе музыкального класса Императорского русского музыкального общества, руководителем Цветиковым В., было создано первое на Урале музыкальное училище в 1916 году.
События 1917 года и гражданская война нарушили деятельность церковно-певческих школ, театрально-концертных и музыкально-образовательных организации, привели к ликвидации отделения Императорского русского музыкального общества, к отъезду видных музыкантов. В рабочих клубах, воинских частях, школах утвердилась практика всеобщего обучения революционным гимнам, песням, маршам. В театрах и концертных залах организовывались митинги-концерты, завершавшиеся массовым пением "Интернационала". Получили распространение концерты музыкально-театральных бригад "Синей блузы" на предприятиях. В оперных театрах из-за отсутствия произведений pеволюционно-политической тематики проводились эксперименты по обновлению содержания классических опер. Так, "Жизнь за царя" Глинки М. (прежде чем утвердиться в варианте "Иван Сусанин") была поставлена в Свердловске под названием "Серп и молот" в 1925 году. Государственный заказ на произведения революционного содержания приводил к появлению множества поверхностных идеологизированных сочинений. В этих сложных условиях на Урале сохранился относительно высокий уровень профессиональной и любительской музыкальной культуры. В оперных труппах Свердловска пели талантливые солисты. Оркестры оперных театров постоянно давали симфонические концерты. В 1929 в Свердловском музыкальном училище впервые на Урале началось профессиональное обучение исполнительству на народных инструментах, что позволило позднее создать концертные ансамбли и оркестры народных инструментов. Со второй половины 20-х в эфир регулярно выходили музыкальные передачи местных радиоцентров.
На рубеже 20-30-х процесс форсированной индустриализации Урала, обусловивший рост его населения, потребовал расширения сети учреждений культуры. Театр музыкальной комедии открылся в Свердловске в 1933 году. В областном центре были организованы государственные филармонии, объединившие различные инструментальные ансамбли, хоровые и танцевальные коллективы, музыкально-литературные лектории. Центральное место в структуре Свердловской филармонии занял первый и единственный на Урале симфонический оркестр в 1936 году во главе с дирижером Паверманом М.. В 1934 году была создана консерватория в Свердловске.
Заметным явлением стало развитие художественной самодеятельности. Социальные принципы музыкально-эстетического воспитания трудящихся предполагали просветительскую деятельность музыкантов-профессионалов. Под их руководством в городских, заводских и сельских клубах работали камерно-вокальные, хоровые, оркестры, оперные кружки. С целью выявления лучших исполнителей проводились смотры художественной самодеятельности.
В осуществлении партийно-государственной художественной политики 30-е отмечены усилением административно-командных методов управления культурой. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" положило начало утверждению сталинских форм идеологизации культуры, в том числе введению иерархически централизованной системы творческих союзов. Уральское отделение Союза композиторов СССР (Свердловск) было сформировано к 1939 году. У его истоков стояли композиторы Фролов М. (председатель правления), Трамбицкий В., Золотарев В., Щелоков В. и другие. Насильственная идеологизация творчества сковывала инициативу композиторов, тормозила развитие музыкального языка.
Во время войны уральская земля стала приютом для эвакуированных на Урал из Ленинградских театров оперы и балета, для композиторов и музыкантов. Их деятельность способствовала поднятию уровня музыкальной культуры и созданию на Урале музыкальных учебных заведений, исполнительских коллективов. Так, в 1943 в Свердловске была открыта средняя специальная музыкальная школа при Уральской консерватории. В 1943 году в Свердловской филармонии появились академическая хоровая капелла и Уральский народный хор. Большую работу провели концертные бригады, осуществившие десятки тысяч выступлений на фронте и в тылу. Многие музыканты ушли на фронт и далеко не все вернулись с поля боя.
Конец 40-х - начало 50-х для развития музыкального искусства в СССР были неблагоприятными. Постановление ЦК ВКП (б) "Об опере "Великая дружба" Мурадели В." от 10 февраля 1948 года закрепило принципы партийно-государственного руководителя культурой. Упреки в "формализме", адресованные ведущим создателям современной музыки, принуждение их к публичным самопокаяниям вели к дальнейшему подавлению их творческого потенциала. Полное отторжение от новой зарубежной музыки XX века, многолетнее ее отсутствие в концертно-театральных и учебно-образовательных программах обедняло отечественную музыкальную культуру. Приобретенный с первых лет советской власти опыт организации общенародных празднеств, сопровождавшихся массовым пением песен, был использован при проведении "Праздников песни" на Урале. В их организации активно участвовало Свердловское областное хоровое общество во главе с Рогожниковой Г.. Важную роль в популяризации массовых эстрадных песен с конца 50-х играло телевидение.
В 50-е на Урале был открыт Свердловский областной музыкально-драматический. Уральская тема в 40-50-е получила сценическое воплощение в балете "Каменный цветок" Фридлендера А., опера "Охоня" Белоглазова Г., оперетте "Марк Береговик" Кацман К. и в других сочинениях композиторов Урала.
В конце 50-х - 60-е необычайно расширилась сеть учебных заведений, программами которых предусматривалось музыкальное образование: институты культуры, музыкальные, музыкально-педагогические и культурно-просветительские училища, музыкальные факультеты при пединститутах и педучилищах, детские школы искусств. При многих предприятиях, вузах, техникумах, школах создавались университеты культуры, занятия в которых вели и лекторы-музыковеды.
Уральскую концертно-исполнительскую школу представляли струнный квартет им. Мясковского Н., пианист Ренэин И., балалаечник Блинов В., певица Баева В. и другие. Значительно обновился репертуар оперных театров Урала. Любительское музыкальное искусство 60- 70-х характеризовалось распространением авторских песен, особенно в молодежной, студенческой среде. На Урале были организованы клубы самодеятельной песни. Нараставшая политическая злободневность авторской песни и репертуара рок-групп предопределила развитие этих направлений как искусства андерграунда. Во второй половине 80-х благодаря рок-группам "Наутилус Помпилиус", "Агата Кристи" и другим, получившим широкую известность, Свердловск - Екатеринбург стал одним из центров рок-музыки. Открытие с 70-х эстрадных отделений в Свердловском музыкальном училище способствовало развитию традиций классического джаза и поддержанию высокого профессионального уровня многих эстрадных коллективов Урала.  Хоровые общества были преобразованы в музыкальные, объединившие представителей различных видов музыкального искусства.
На рубеже 80-90-х, когда открылись новые возможности для проявления личной инициативы организаторов музыкального дела, на Урале начали формироваться многочисленные самостоятельные музыкально-театральные и концертные коллективы: ансамблевые, оркестровые, хоровые (в том числе церковно-певческие), танцевальные. Снятие статуса закрытых городов с крупных промышленных центров Урала позволило развернуть двухсторонние зарубежные связи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий